среда, 16 февраля 2011 г.

В ауте

Два последних дня находился на миниконференции, посвященной юбилею Константина Четыркина. Удивительно, что в петлевом сообществе не считается зазорным говорить о науке как о спорте. Например, доклад моего соавтора так и назывался "Competitions and world records in evaluating Feynman integrals". Меня немного ломает, потому что я воспитан в другой традиции. Во-первых, я привык к отсутствию жесткой конкуренции: в своей старой области я особенно не грею голову о приоритете. С другой стороны, будучи немного вне мейнстрима, не приходится ожидать и особенно высокой цитируемости. В многопетлевой же деятельности все не так. Народ пытается на всю катушку использовать компьютеры. Ключ ко всему --- алгоритм и работающая программа. Разделение труда в коллаборации стопроцентное: кто-то отвечает за генерацию диаграмм, кто-то за приведение, кто-то за вычисление. Работы на одну тему выходят с разницей чуть ли не в секунды. Люди разные, но в основном --- индустрия и спорт... Ну, я благодаря своему методу, можно сказать, въехал в это сообщество на белом коне, но вообще, мне кажется, здесь у людей со стороны нет шансов. Не скажу, конечно, что мне совершенно чужды мысли о соревновательности в науке. Да что уж, в мою бытность студентом, мой научный руководитель начал разговор с того, что, дескать, интересно решать задачи, которые другие решить пытались, но не смогли. Но тем не менее, меня учили, что физика --- это не спорт, и нужно делать вещи, которые имеют отношение к эксперименту, а не только те, которые никто делать не может. Я, конечно, сейчас и эту точку зрения не полностью разделяю, поскольку вижу и в этом замкнутый круг: теория для эксперимента, а, с другой стороны, эксперимент для теории. Но все же, она мне более близка.
P.S. В ауте я не потому, почему можно подумать, а просто, два последних дня заканчиваются пьянкой.

6 комментариев:

  1. Рома, а интересно ли бы было тебе сделать правильную квантовую электродинамику, как модель для подражания? (Без электро-слабого объединения и прочих усложнений). Во времена Дирака, Ландау и Фейнмана не было подходящей идеи, как это сделать, а сейчас, возможно, есть. Или тебя устраивает все, что там делается?

    ОтветитьУдалить
  2. Уважаемый Vladimir Kalitvianski, правильную квантовую электродинамику уже сделали, я проверял :). Другое дело, что любую теорию нужно воспринимать как приближенную, но сейчас не об этом разговор. На Ваши вопросы к предыдущему посту я бы ответил, но не могу точно понять о чем идет речь. Может, вина сегодня перепил. Прошу только не понимать мой пост про квантовую механику превратно: все, что касается конкретных вычислений амплитуд и вероятностей, уже давно и детально разработано, и правильно, вопросов нет. Я говорил об интерпретации квантовой механики, и, в особенности, процесса измерения. У меня уже был пост на эту тему: http://mathsketches.blogspot.com/2010/08/blog-post.html

    ОтветитьУдалить
  3. Хорошо, Рома, я перефразирую вопросы, а тебе, блестящему теоретику, будет приятно поблестеть на моем тусклом фоне. Кстати, обо мне - я закончил теор-кафедру Харьковского Физтеха и аспирантуру в Курчатнике. Звать меня Владимир Леонидович Калитвянский, но можно просто - Владимир и на Вы. Известен тем, что решил несколько "труднейших" задач, устранив навсегда из них бесконечности, чем вызвал раздражение большинства мэйнстримщиков, с которыми удалось пообщаться. Известен также тем, что задаю неудобные вопросы разным розовым и матерым энтузиастам КТП.

    Давай для начала проверимся на вшивость. Вот один из первых моих элементарных результатов - второй атомный форм-фактор. В двух словах ответь, может ли атом иметь "облако положительного заряда", по форме напоминающее "облако отрицательного заряда", только на меньших расстояниях? Ведь и электрон, и ядро "крутятся" вокруг общего центра масс, а значит должны быть два "облака". И чем дальше от центра масс крутится электрон, тем больше размер облака положительного заряда. Физически, чувствуешь ли ты этот эффект? Что тебе подсказывает интуиция? Неужели тебе кажется, что ядро всегда точно находится в центре масс и не "рисует" положительноко облака, как это делает электрон? Неуели такое правильно?

    ОтветитьУдалить
  4. Уважаемый Vladimir. Мне не очень интересно вступать с Вами в препирательства. И Ваша терминология мне не очень близка. Кроме того, по умолчанию я привык обращаться к человеку "на Вы" и от других жду того же. Если для Вас эти правила неприемлемы, общайтесь в своем блоге.

    Ваши вопросы говорят о том низком уровне знаний, который Вы предполагаете в собеседнике.
    Обычно, этот предполагаемый уровень не сильно отличается от уровня задающего вопрос. Так что делайте выводы.

    Эффект конечной массы ядра, если что, --- это далеко не предел знаний.

    ОтветитьУдалить
  5. "Ваши вопросы говорят о том низком уровне знаний, который Вы предполагаете в собеседнике." - Ничего подобного, Рома! Как раз наоборот. Мне совсем не интересно общаться с неграмотными людьми и я с ними не общаюсь. Просто есть моменты, которые не все знают по прочине ошибочной подачи материала в учебниках. В частности, оказалось, что тот эффект, о котором я говорю, не знает вообще никто.

    ОтветитьУдалить
  6. Продолжаю предыдущий ответ. Да, так вот, никакого неуважения я никогда никому не выражаю - это не в моей природе, ты зря кипятишься. Напротив, я как-то больше солидарен с людьми и многим симпатизирую. Но не все отвечают взаимностью, поэтому я пояснил, как можно меня называть и предложил проверить на вшивость мой оригинальный результат. "Эффект конечной массы ядра" - такого выражения у меня даже нигде и нет; это какое-то недоразумение, влекущее за собой малые и неинтересные поправки, не имеющие никакой новой физики. У меня же эффект интересный и получен он обычным путем, в котором я просто не стал пренебрегать одним членом в знаменателе. Всегда полезно проверить, к чему ведет ноль в знаменателе, не так ли?

    Терминология моя не совсем уж так плоха - я часто ее упрощаю для наглядности. Это получше, чем пишут иные.

    Да, так вот, второй атомный форм-фактор. Многим он кажется "подозрительным", но практически никто не берется комментировать (боятся потеять лицо или что?). Все увиливают под разными предлогами (не хочу - не буду, не компетентен, должно быть скучно, и т.д.). Посмотри, когда будет настроение, мне интересно твое мнение.

    С уважением,

    Владимир.

    ОтветитьУдалить